Затраты на общедомовые нужды

На сегодняшний день актуальной проблемой, вызывающей недовольство среди населения, является высокая плата на общедомовые нужды (ОДН). 

Основные причины высокого начисления затрат на ОДН в многоквартирном доме:

  • Эксплуатация гражданами-потребителями внутриквартирных приборов учета с истекшим сроком госповерки или с классом точности ниже класса точности общедомового прибора учета;
  • Неправильное и несвоевременное снятие и передача показаний квартирных приборов учета гражданами-потребителями, которые «в идеальном случае» должны предоставляться одновременно с показаниями общедомового прибора учета;
  • Нерациональное использование электроэнергии на общедомовые нужды;
  • Самовольное подключение квартир неплательщиками после введения ограничений, т.к. потребленная в таких квартирах электроэнергия распределяется на ОДН;
  •  Несанкционированное подключение гражданами-потребителями к внутридомовым сетям помимо внутриквартирного прибора учета, а также аналогичные подключения со стороны юридических лиц к домовым сетям.

 Если у граждан появляются сомнения в правильности начислений ОДН, прежде всего, необходимо обратиться с квитанцией в свою управляющую организацию. Если ответ не удовлетворит, стоит обратиться в органы власти. 
 – Собственник нежилого помещения, безусловно, обязан вносить платежи за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды. Более того, объем электроэнергии за общедомовое потребление определяется пропорционально занимаемой площади помещений в многоквартирном доме. Если жильцы заметили неправомерное подключение какого-либо офисного помещения, необходимо обратиться в управляющую компанию или «энергосбыт» с заявлением в свободной форме. После, совместно с управляющей компанией и жильцами многоквартирного дома будет проведена проверка правомерности подключения офисного помещения. В случае выявления несанкционированных подключений будет произведен перерасчет начисления платы за ОДН и жильцам, и юридическим лицам, находящимся в многоквартирном доме, в зависимости от схемы подключения. Участие представителей своей управляющей организации в этом желе является крайне желательным. После оформления соответствующего акта можно письменно запросить в управляющей организации сведения о предыдущих расходах и способах расчета затрат на ОДН и расчетах распределения этих расходов на всех потребителей (жильцов и не жильцов). Имейте ввиду, что стоимость затрат на 1 кВт.ч. для различных категорий потребителей (жильцов и юридических лиц) отличается.

Если Вам этот алгоритм действий кажется сложным и нецелесообразным, попробуйте обратиться в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1, п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 “О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей” при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

Данная норма предусматривает обязанность суда взыскивать штраф с исполнителя от всей суммы, присужденной судом в пользу потребителя, без конкретизации требований, которые должны учитываться при взыскании указанного штрафа.

Пункт 1 указанной статьи предусматривает, что за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Ответственность исполнителя, как следует из положений п. 3 ст. 13 и ст. 15 Закона “О защите прав потребителей”, наступает в форме возмещения вреда, уплаты неустойки (пени) и компенсации морального вреда.

Следовательно, наряду с суммами возмещения вреда размер присужденной судом компенсации морального вреда должен учитываться при определении размера штрафа, взыскиваемого с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, установленных законом.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечения действий, нарушающих право.

Предлагаем такой алгоритм действий:

1. Подаем претензию в УО или РСО (в зависимости кто начисляет плату за услугу).Как говориться, “следите за деньгами!” В претензии прошу по обстоятельствам отменить незаконное взымание платы, произвести перерасчёт, вернуть уплаченные суммы.  На копии претензии обязательно нужно получить регистрационный номер и роспись получателя. Ответ-отписка на претензию в данном случае неважен, а если будет – ещё лучше. Впоследствии наличие претензии даст Вам право на возмещение морального вреда как потребителю и возможность просить наложение штрафа на исполнителя за отказ досудебного урегулирования спора.

2. Не дожидаясь ответа на претензию можно подать  исковое заявление в суд. Можно даже на следующий день. Если ответ на претензию будет – приложите его в дело позднее. Если ответа не будет – зададите вопрос об этом исполнителю в судебном заседании. Если случится чудо и требования из претензии будут удовлетворены до суда – заключите с исполнителем мировое соглашение или откажетесь от иска. Как потребитель вы освобождены от судебной госпошлины и ничего не теряете.

По ОДН наиболее частыми основаниями для суда являются:
1. Взымание платы в РСО в обход УО.

2. Взымание платы по незаконно установленному счётчику:

2.1. За границей раздела общего имущества дома (внешняя поверхность наружной стены): на стене снаружи, на столбе, в трансформаторной будке и т.п.

2.2. Если в МКД отсутствуют места общего пользования. Это частный случай для 2-х, 3-х, 4-х квартирных домов, где нет общего подъезда и у каждой квартиры собственный ввод электрокабеля.

3. Признание незаконными тарифов ОДН, принятых Региональной комиссией по тарифам.

3. Неправильный расчёт площадей мест общего пользования дома.

4. Отсутствие в доме приборов и технической возможности для потребления ресурсов ОДН.      

        За последние 2 месяца мы приняли участие в 3-х судебных делах по  претензии по начислению ОДН ( три различных УК). В результате были возвращены суммы переплаты с выплатой морального ущерба и штрафа потребителю в 2 случаях. В третьем УК  пошла на мировую и дело ограничилось возвратом суммы переплаты.

Если у Вас есть подобные и любые другие проблемы по вопросам ЖКХ – обращайтесь. Наши специалисты знают, как решить вашу проблему максимально быстро и эффективно, не совершая ненужных действий.  Услуги в нашей компании оказывают исключительно дипломированные правоведы, имеющие стаж работы по специальности.

 Телефон горячей линии для бесплатной консультационной помощи 8 (863) 260-45-40. Адрес для обращения: г.Ростов-на-Дону, ул. Лермонтовкая, 48, оф. 5.