Заключая кредитный договор, сотрудники банка, как правило, утверждают, что страхование от определённых рисков является обязательным условием получения кредита. Так ли это и как себя вести заёмщику, если банк навязывает страховку.
Имеет ли право банк навязывать страховку?
Существуют всего два случая, когда страхование действительно обязательно в силу прямого указания в законе. К данным случаям относится страхование залогового имущества от его утраты.
- Ипотечный кредит – в залоге находится квартира, поэтому заёмщик обязан застраховать жильё от риска утраты.
- Автокредит – если автомобиль находится в залоге у банка также обязательно застраховать автомобиль от риска утраты.
На этом заканчивается список обязательных случаев, когда банки имеют право требовать включение в кредитный договор положение о страховании. Но даже в этих случаях банки нередко злоупотребляют своим правом и включают в договор не только страхование предмета залога, но и других рисков в качестве обязательного условия (например, при ипотеке часто навязывается страхование жизни заёмщика). Заёмщик должен знать, что страхование жизни уже не является обязательным и он вправе отказаться от страховки!.
Очень важно! Если сотрудник банка утверждает, что условие о страховании является обязательным для заключения кредитного договора, заёмщик должен понимать, что это не так. И если это не страхование предмета залога, то сотрудник банка лукавит и заёмщик может отказаться от заключения договора. Заёмщик может найти кредитное учреждение, где предоставлена альтернатива – право заключения договора со страховкой и без страховки.
Однако банки нередко связывают наличие или отсутствие страховки с размером процентов по потребительскому кредиту. Например, процентная ставка по кредиту со страховкой составляет 25% годовых, а без страховки 30% годовых. В этом случае нельзя поспешно принимать решение, поскольку может получиться, что кредит с большей процентной ставкой окажется всё же выгоднее, чем кредит с меньшей процентной ставкой, но со страховкой. Нелишним будет взять кредитный договор, внимательно в спокойной обстановке вне кредитного учреждения прочитать все условия договора, а также стоит проконсультироваться с юристом или финансовым специалистом обо всех рисках заключения подобного кредитного договора.
Закон, на котором основываются юристы, подтверждая недопустимость навязывания страховки в качестве обязательного условия кредитного договора, является Закон о защите прав потребителей. В статье 16 указанного Закона четко прописано, что если потребитель приобретает товар (работу, услугу), то нельзя требовать приобретение другого товара (работы, услуги), как обязательного условия для приобретения, выбранного потребителем товара.
Как вернуть навязанную страховку по кредиту?
В том случае, если кредит уже взят с навязанной страховкой и заёмщик желает избавиться от страховки, то необходимо в течение 5 дней с момента оформления договора кредитования и страхования написать в банк претензию с требованием о расторжении договора страхования и возврата денежных средств. Согласно законодательству, если клиент отказывается от страховки в указанный период, банк или страховая компания (в зависимости от особенностей подписанного договора) обязаны в течение 10 дней произвести возврат денежных средств, потраченных на страховой полис. Удовлетворение просьбы клиента возможно при отсутствии страхового случая данный период. Поскольку действие страхового полиса может наступать не сразу после подписания, то сумма возврата может быть полной или неполной:
- Если страховой договор не вступил в действие, сумма страховой премии возвращается на счет заемщика в полном размере.
- Если страховой полис уже действует, при возврате денежных средств из них вычитывается сумма за прошедшие дни. Поскольку услуга предоставлялась, компания имеет право получить на них деньги
Если банк откажет заемщику, необходимо обращаться в суд с целью признания условия договора о страховании недействительным на основании Закона о защите прав потребителей. Суд, как правило, становится на стороне заемщика.
Обратите внимание! Существует разъяснение Высшего арбитражного суда РФ, по которому суд может стать в этом вопросе на сторону банка. Если банк предлагал альтернативу заёмщику, например, кредит без страховки под 30% годовых и кредит со страховкой под 25% годовых и заёмщик выбрал кредит с процентной ставкой, ниже, но со страховкой, тогда суд может стать на сторону банка т. к. у заёмщика был выбор.
Положительные аспекты страхования
Если был заключён договор со страховкой, то в случае наступления страхового случая, заёмщик может получить от страховой компании возмещения. При этом страховыми рисками могут быть:
- Смерть заёмщика (кроме самоубийства);
- Потеря трудоспособности (инвалидность 1 или 2 группы);
- Потеря работы (в случае ликвидации организации работодателя или сокращения штатов).
То есть при наступлении страхового случая страховая компания гасит кредит полностью или в размере максимальной суммы страхового возмещения, и заёмщик освобождается от дальнейшей уплаты ежемесячных платежей по кредиту.
Важно! Если вы сами разбираете свой случай связанный с вопросом, что делать если банк навязал страховку по кредиту, то вам следует помнить, что:
- Все случаи уникальны и индивидуальны.
- Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
- Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
Если Вы ознакомились с данной информацией, но сомневаетесь, что у Вас все получится, либо не знаете, как дальше поступить- мы поможем Вам!
Автономная некоммерческая организация «ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» ОКАЖЕТ ВАМ ЮРИДИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ И ПОМОЖЕТ ВАМ ЗА МИНИМАЛЬНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ И В КРАТЧАЙШИЕ СРОКИ ОСУЩЕСТВИТЬ СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕТЕНЗИИ И ПРЕДСТАВИТЬ ВАШИ ИНТЕРЕСЫ В СУДЕ.
Кроме того, в рамках уставной деятельности Центра можем в кратчайшие сроки провести качественную товароведческую, автотовароведческую экспертизу (расчет стоимости восстановительного ремонта) штатными экспертными-техниками, состоящими в Реестре Министерства юстиции РФ, с опытом работы более 10 лет.
НЕ ЭКОНОМЬТЕ. ЦЕНИТЕ СВОЕ ВРЕМЯ. ДОВЕРЬТЕ СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕТЕНЗИИ ПРОФЕССИОНАЛАМ. ОТ ГРАМОТНО СОСТАВЛЕННОЙ ПРЕТЕНЗИИ БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ – ОСУЩЕСТВЛЯТ ЛИ ВАМ ВОЗРАТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, КОМПЕНСИРУЮТ ЛИ ВСЕ ПОНЕСЕННЫЕ РАСХОДЫ? АНАЛОГИЧНЫХ СИТУАЦИЙ НЕТ. ВЕЗДЕ ЕСТЬ «ПОДВОДНЫЕ КАМНИ». КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ СВОИМ ДЕЛОМ. ДОВЕРЬТЕСЬ НАМ, И МЫ ВАС НЕ ПОДВЕДЕМ. ПОМНИТЕ!!! НА РЫНКЕ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ, А ТАКЖЕ И В ДРУГИХ СФЕРАХ МНОГО МОШЕННИКОВ. НЕ ДАЙТЕ СЕБЯ ОБМАНУТЬ.
АНО «Центр защиты прав потребителей» г. Ростов-на-Дону,
ул. Лермонтовская, 48, оф. 5, тел: 8 (863) 282-07-77,
260-45-40, 8-950-844-62-71
Электронная почта: potrebitel-rf@mail.ru