Банки могут оставить россиян без мелких купюр в банкоматах

Защитники прав потребителей  банковских услуг обратились к контролирующим органам с просьбой предотвратить прогнозируемые нарушения банков, которые с апреля намерены загружать в банкоматы только крупные купюры.

Соответствующее письмо от Союза защиты прав потребителей финансовых услуг (Финпотребсоюз) направлено председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной.

В обращении говорится, что банки планируют искусственно увеличить средний размер операций по снятию наличных в банкоматах, чтобы не потерять заработок с «чужих» клиентов.

Опасения Финпотребсоюза связаны с тем, что с 1 апреля 2015 года платежная система MasterCard меняет размер межбанковской комиссии за снятие наличных в банкоматах — с фиксированного тарифа (40–45 рублей за операцию, зависит от курса доллара) платежная система переходит на процентный (0,5% от суммы платежа).

Общую комиссию за снятие денег в чужих банкоматах назначает и получает банк, эмитировавший карту, часть средств он оставляет себе, а комиссию, о которой шла речь выше, перечисляет международной платежной системе (в данном случае MasterCard). МПС далее перечисляет это вознаграждение банку — владельцу банкомата (эквайеру).

Сейчас комиссии с клиентов стартуют от 1% от операции и минимального тарифа в 100 рублей, при этом ряд банков в последние два месяца поднял планку до 300 рублей и выше. Из-за изменения тарифной политики MasterCard (компания известила об этом в прошлом месяце) эквайеры будут терять часть комиссионного дохода, потому что, по данным ЦБ за 9 месяцев 2014 года, средняя сумма операций по снятию физлицами — 6800 рублей. 0,5% от этой средней суммы — 34 рубля. Но при снятии, например, 3 тыс рублей эквайер сейчас гарантированно получает с клиентов сторонних банков по 40 рублей, с апреля — 15 рублей.

По словам опрошенных банкиров, сама MasterCard получает с каждой операции 0,01–0,05% (зависит от объема объема эмиссии карт кредитной организации).

Чтобы не терять доход, эквайеры начнут загружать в банкоматы только крупные суммы наличных (например, от 5 тыс рублей), уверяют защитники прав потребителей, указывая, что новые правила MasterCard прямо мотивируют к этому.

В Финпотребсоюзе констатируют, что пострадают не только «чужие», но и «свои» клиенты банков — ведь программная начинка банкоматов не позволяет дифференцировать выдачу банкнот. По данным ЦБ, с банковскими картами работает шесть сотен российских банков.

Телефон горячей линии для бесплатной консультационный помощи (863) 260-45-40.

защита прав потребителей/ защита прав потребителей в ростове на дону/ защита прав потребителей в воронеже/ защита прав потребителей в волгограде/ защита прав потребителей в краснодаре/ защита прав потребителей в ставрополь /защита прав возврат товара/защита прав потребителей по гарантии/