Гарантийный срок. Что такое «срок службы», «срок годности» товара и «гарантийный срок на товар»? Что нужно знать о гарантийном сроке, чтобы грамотно отстаивать свои права?

       Срок службы – период времени, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечить потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и несет ответственность за существенные недостатки, возникшие по вине изготовителя (исполнителя).

   Срок годности – период времени, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Срок годности в обязательном порядке должен устанавливаться на продукты питания, парфюмерно-косметическую продукцию, медикаменты, бытовую химию и т.п. Продажа таких товаров с истекшим сроком годности не допускается.

Пример: Если ни изготовитель, ни продавец не взяли на себя гарантийных обязательств, Закон «О защите прав потребителей» дает право предъявлять претензии по качеству товара в течение двух лет со дня покупки. Для работ (услуг) этот срок тоже составляет два года. Исключением являются объекты недвижимости – по ним претензии можно предъявлять в течение пяти лет.

Точка отсчета

        Отсчет гарантийного срока начинается со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Самый простой случай – покупка в магазине. Но бывают и другие ситуации. Например, по каталогу была заказана кофеварка. Потребитель оплатил ее в марте, а посылка пришла в апреле. Значит, и гарантийный срок должен исчисляться с апреля, то есть с того дня, когда заказчик расписался в получении покупки.

Если день передачи товара установить невозможно, сроки исчисляются со дня изготовления. Бывает, что товар потребителю передан, но пользоваться им нельзя по вине продавца. Скажем, мебель привезли, но не собрали, так как не хватило деталей. Или посудомоечную машину установили, но не подключили, потому что мастер заболел.

В подобных ситуациях «старт» гарантийного срока откладывается до того момента, пока продавец не устранит обстоятельства, мешающие эксплуатации товара. Есть случаи, когда гарантийный срок отсчитывается не со дня покупки, а с момента наступления соответствующего сезона. Это так называемые сезонные товары: одежда, обувь, меховые изделия, купальники и т.п. В разных регионах даты наступления сезонов могут быть разными. Они определяются нормативными актами, которые принимают региональные власти. К примеру, в столице до июля 2011 г. действовало распоряжение Правительства Москвы, где была установлена следующая продолжительность сезонов:

  •          для товаров зимнего ассортимента – с 1 ноября по 1 марта;
  •          для товаров весеннего и осеннего ассортимента – с 1 марта по 1 мая и с 1сентября по 15 ноября;

Пример:  Обнаружив недостатки в товаре в течение гарантийного срока, потребитель имеет право обратиться с претензией к изготовителю, импортеру или продавцу по своему выбору. Например, куплен пылесос импортного производства. Если он сломается, потребитель может отнести его в магазин или в сервисный центр, указанный в техническом паспорте или гарантийном талоне. А может обратиться в представительство фирмы-производителя, если такое есть в городе.

а также заплатить штраф за неудовлетворение требований потребителя (21 325 руб.) и госпошлину (1 879 руб. 50 коп.). Кроме того, на продавца возложили обязанность забрать злополучный телевизор у бывшей владелицы.

Телефон горячей линии для бесплатной консультационной помощи (863) 260-45-40.