Покупка обуви. Что делать, если купленная обувь не подошла по размеру или каким-то другим параметрам? Как быть с бракованной обувью? В течение, какого времени можно подавать претензии по качеству обуви?

Сезонный товар

        Особенность приобретения обуви состоит в том, что этот товар сезонный. Поэтому если потребитель, скажем, купил летом зимние сапоги, отсчет гарантийного срока начнётся не со дня покупки, а с начала зимнего сезона. Даты начала и окончания сезонов закреплены в законодательных актах субъектов Российской Федерации и зависят от климатических особенностей региона. К примеру, в Москве до недавнего времени действовало постановление «Об установлении сроков сезонности на отдельные виды товаров в Москве». Правда, сейчас оно отменено, а новое пока не принято. Но жителям столицы при возникновении споров можно ориентироваться на соседние области, например на Московскую. Сезоны здесь такие: зима – с 1 ноября по 1 марта, весна – с 1 марта по 1 мая, лето – с 1 мая по 1 сентября, осень – с 1 сентября по 15 ноября. То есть если вы купили летние туфли 17 декабря с гарантией 30 дней, то отсчет гарантийного срока начнется не 17 декабря, а 1 мая. Ну а гарантия на туфли, приобретенные 17 июля, «стартует» с даты покупки.

 

Важно знать

     Если вы купили обувь в одном регионе, а живете и, следовательно, носить ее будете в другом, то отсчет гарантийного срока начнется по климатическому «расписанию» вашего региона, а не по «графику» продавца.

 

Качественная обувь

        Как быть, если купленная обувь не подошла по размеру или по каким-то другим параметрам? Согласно ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» в течение 14 дней (не считая дня покупки) вы имеете право обменять обувь надлежащего качества на аналогичную, если она не подошла по размеру, форме, габаритам, фасону, расцветке, и т. п. Обувь при этом должна быть в идеальном состоянии (то есть неношеная),  сохранен ее товарный вид, потребительские свойства, фабричные ярлыки и др. А если аналогичной пары нужного размера в магазине в данный момент нет? Тогда можно либо потребовать возврата денег в течение трех дней, либо договориться, чтобы вам сообщили о поступлении необходимого размера в продажу.

 

Некачественная обувь

       Если покупателю попалась бракованная обувь, он согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» может потребовать:

  •          замены на товар этой же марки (модели и (или) артикула);
  •          замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  •          соразмерного уменьшения покупной цены;
  •       незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом (сюда входит ремонт по гарантии);
  •          отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

 

Важно знать

     Как правило, продавцы устанавливают гарантийный срок на обувь 30 дней. Но не забывайте, что предъявлять претензии к некачественной обуви можно не только в этот период, но и в течение двух лет со дня покупки. Это право закреплено в п. 5 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей».

     Для удовлетворения разных требований предусмотрены разные сроки. Если речь идет о замене обуви, на это продавцу отводится 7 дней, а при необходимости проведения проверки качества – 20 дней. Вернуть деньги покупателю магазин должен в течение 10 дней. И помните, что за каждый день просрочки в законе предусмотрена неустойка 1% от стоимости товара (в данном случае обуви).

 

За чей счет экспертиза?

     Если продавец не согласен с требованиями покупателя (а именно так чаще всего и бывает), он может провести проверку качества обуви, чтобы установить причину дефекта. То есть выяснить, производственный это брак или вина самого покупателя. Потребитель имеет право присутствовать при проверке, только он должен написать заявление с соответствующим требованием. Если потребитель не согласен с выводами проверки, придется провести экспертизу. В течение гарантийного срока экспертиза проводится за счет продавца. Однако, если будет установлено, что недостаток возник по вине покупателя, тот должен возместить все расходы. И не только по самой экспертизе, но и связанные с хранением и транспортировкой товара.

Практический совет: лучше не отдавать обувь представителям магазина, а привезти ее лично прямо на экспертизу, чтобы проверку провели без вас. Для этого необходимо написать заявление о согласии на экспертизу и попросить, чтобы вас проинформировали о месте и времени ее проведения. Тогда уж точно «без вас не начнут». Если вы не согласны с решением экспертов, его можно обжаловать в судебном порядке.

А вот если гарантийный срок на обувь уже закончился, но два года еще не прошло, потребитель должен сам доказать, что обувь испортилась не по его вине, а из-за технологического брака. Так что в данном случае оплачивать экспертизу придется из своего кармана. Но если вина изготовителя будет доказана, деньги за экспертизу покупателю должны вернуть.

 

Важно знать

  •          Гарантия распространяется не только на саму обувь, но также на стельки, молнии, пряжки и прочную фурнитуру, несмотря на то, что продавцы часто утверждают обратное.
  •          Предъявлять претензии по качеству бракованной обуви можно даже в том случае, если у вас не сохранились чек и упаковка.
  •          Даже если потребитель уже отдавал обувь в ремонт, он все равно имеет право предъявить продавцу претензию по качеству товара. Для этого, конечно, придется провести экспертизу, чтобы выявить заводской брак.

 

Юридическая практика

     Жительница Ростова-на-Дону купила в местном обувном магазине модные сапожки. Пофорсив в обновке несколько дней, она обратила внимание на то, что черные каблуки вдруг неожиданно побелели, а ноги самой хозяйки сапог после каждой прогулки, наоборот, приобретали черный цвет. Мария навестила продавца и потребовала заменить обувь. Но продавец отказался выполнить требование покупательницы и отправил сапоги на экспертизу. Результаты исследования обескуражили Марию: эксперты установили, что «обувь не имеет дефектов производственного характера». Поскольку заключение экспертизы было не в пользу покупательницы, ей пришлось возместить продавцу расходы на проведение этой работы.

Но Мария была уверена в своей правоте. Она провела еще две экспертизы за свой счет. На сей раз эксперты подтвердили не только наличие дефектов пошива, но и нашли так называемый «критический производственный порок», который выражался «в низкой устойчивости окраски кожи к сухому и мокрому трению». А это противоречит требованиям ГОСТа и нарушает эксплуатационные свойства обуви. Имея на руках такие заключения, Мария подала исковое заявление в суд. Она требовала взыскать с продавца стоимость бракованных сапог, расходы на проведение экспертиз, неустойку и компенсацию морального вреда. Представитель ответчика иск не признал и попросил суд принять во внимание первое экспертное заключение, которое свидетельствовало об отсутствии производственных дефектов. Однако, изучив заключения специалистов, представленные истицей, суд решил иначе. В соответствии со ст. 15,18,22 и 23 Закона «О защите прав потребителей» также руководствуясь ст. 98,103,194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд обязал продавца выплатить стоимость сапог и неустойку, компенсировать моральный вред и возместить расходы на проведение экспертиз. Общая сумма составила 9 957 руб. Это примерно в четыре раза больше, чем стоимость сапог.  

Телефон горячей линии для бесплатной консультационной помощи (863) 260-45-40.