Образовательные услуги. Что важно знать, заключая договор на оказание образовательных услуг? Какие нюансы существуют при оказании платных образовательных услуг? Что делать, если деньги взяли, но услугу не оказали или оказали некачественно?

Школьные годы чудесные

    После внесения изменений в Закон «Об образовании» интерес к этой проблеме обострился. Некоторые СМИ доходили до того, что сообщали: мол, все среднее образование отныне станет платным, кроме 2-3 уроков в неделю, включая физкультуру. Спешим успокоить родителей: ничего такого в Законе нет. П. 3 ст. 5 остался без изменений: «Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований». Однако традиционные подборы «на нужды класса» никуда не денутся. Конечно, большинство родителей не захотят спорить с учителями, пока ребенок учится в школе. Но если вы все-таки решитесь протестовать против незаконного сбора денег или отсутствия преподавателей по обязательным предметам, то делать это лучше коллективно. Сначала нужно написать заявление на имя директора школы, изложив свое несогласие. Следующей инстанцией будет Департамент образования.

 

Платные возможности

     А теперь поговорим о платном образовании. Это услуга, поэтому здесь работают положения Закона «О защите прав потребителей». Особое внимание нужно обратить на статьи Закона, связанные с правом на информацию (ст. 10), а также на то, что навязывать дополнительные услуги без согласия потребителя образовательное учреждение не имеет права (ст. 16). Плата за обучение устанавливается самим учебным заведением. Как правило, она диктуется популярностью той или иной профессии, ценами «конкурентов», престижностью данного учреждения. Иногда потребителям предоставляю скидки на обучение (например, отличникам или детям из малообеспеченных семей), но это добрая воля руководства платной школы или вуза.

Оказывать дополнительные услуги за деньги имеют право также государственные и муниципальные образовательные учреждения. П. 4 Правил оказания образовательных услуг определяет, за что можно, а за что нельзя брать плату. К платным образовательным услугам, которые предоставляют государственные и муниципальные образовательные учреждения, относятся: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов, подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда и специалистов соответствующего уровня образования и другие услуги. А вот факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах, к платным услугам не относятся. И привлечение на эти цели средств потребителей не допускается. Важно то, что отказ от платных услуг никак не должен влиять на их бесплатную часть. Хотя на практике в некоторых школах это правило, к сожалению, нарушается.

 

Важно знать

   Еще до заключения договора об оказании платных образовательных услуг потребителю обязаны предоставить следующую информацию:

а) наименование (для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя и отчество) и место нахождения (адрес) исполнителя;

б) сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;

в) уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;

г) перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;

д) стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;

е) порядок приема и требования к поступающим;

ж) форма документа, выдаваемого по окончании обучения.

П. 8 Правил оказания платных образовательных услуг

 

Право на информацию

     Как уже отмечалось, право на информацию весьма актуально для потребителей образовательных услуг. Для будущих студентов, к примеру, важно, какую бумагу они получат по окончании вуза. Нужно помнить, что выдавать дипломы государственного образца могут только аккредитованные учебные заведения. А для того чтобы в принципе иметь право обучать, у учреждения должна быть лицензия. С этими документами необходимо ознакомиться до заключения договора. Часто их вывешивают на стендах с информацией о вузе или размещают на сайтах. Но здесь есть одна тонкость. Она заключается в самом заявлении, форма которого в каждом учебном заведении своя. Федеральное законодательство требует, чтобы в заявлении обязательно было указано, что абитуриент ознакомлен с лицензией образовательного учреждения и свидетельством о государственной аккредитации по выбранной специальности, а также с правилами подачи апелляции. Расписавшись в соответствующей графе, вы уже не сможете доказать, что такую информацию вам не предоставили. Поэтому необходимо ставить свою подпись только под теми графами, с которыми вы согласны.

 

Нарушение сроков

     Так же как и Закон «О защите прав потребителей» (ст. 28), Правила оказания платных образовательных услуг регламентируют действия сторон при нарушении сроков оказания услуг. Если исполнитель своевременно не приступил к работе или если стало очевидно, что она не будет выполнена в срок, потребитель вправе по своему выбору:

а) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию образовательных услуг и (или) закончить оказание образовательных услуг;

б) поручить оказать образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

в) потребовать уменьшения стоимости образовательных услуг;

г) расторгнуть договор.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания образовательных услуг, а также в связи с недостатками оказанных образовательных услуг.

 

Услуга с недостатками

    При обнаружении недостатков оказанных образовательных услуг (в частности оказание их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами и учебными планами) учащийся может воспользоваться правами, которые ему предоставляет ст. 29 Закона «О защите прав потребителей» и п. 22-23 Правил оказания платных образовательных услуг.

Потребитель вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного оказания образовательных услуг, в том числе оказания образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами, учебными планами и договором;

б) соответствующего уменьшения стоимости оказанных образовательных услуг;

в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Можно также отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки образовательных услуг не устранены исполнителем. Кроме того, потребитель вправе расторгнуть договор, если обнаружит существенные недостатки оказанных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.

Телефон горячей линии для бесплатной консультационной помощи (863) 260-45-40.