Депутатом Государственной Думы А.А.Журавлевым внесен проект Федерального закона, которым предлагается в статью 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст. 54; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 7, ст. 833) внести следующие изменения:
1) часть вторую дополнить новым абзацем следующего содержания: “информация о сроках предоставления сведений о финансовых документах, подтверждающих оплату туроператором или турагентом услуг третьих лиц, связанных с реализацией туристского продукта.”;
2) часть шестую дополнить новым абзацем следующего содержания: “несоблюдение сроков предоставления сведений о финансовых документах, подтверждающих оплату туроператором или турагентом услуг третьих лиц, связанных с реализацией туристского продукта.”
В обоснование указанных изменений, приведено следующее:
«В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 ноября 1996 N 132-ФЭ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” туристская деятельность признается одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации. Вместе с тем, за последние несколько лет произошло несколько банкротств крупных российских туристических организаций, реализующих туристические продукты по всему миру. Среди них можно назвать таких туристических операторов как “Капитал Тур”, “Ланта-тур вояж”. В 2014 году в связи с невозможностью выполнения перед туристами своих обязательств, приостановили свою деятельность компании “Нева”, “Роза ветров Мир”, “Экспо-тур”, “ИнтАэр”.
В разгар сезона отпусков десятки тысяч наших сограждан не смогли выехать на отдых даже оплатив полную стоимость путевки, а те, кто оказался за границей, с удивлением узнали, что в связи с финансовыми трудностями туроператоров их гостиницы и обратные билеты на родину не оплачены.
Люди вынуждены оплачивать билеты и места проживания за свой счет или ожидать помощь со стороны государства.
Указанные события подрывают доверие наших граждан к российским туроператорам и наносят ущерб туристической отрасли в целом. При этом многочисленность заявлений о несостоятельности туроператоров наводят на мысль о несовершенстве схем организации туристской деятельности или недобросовестности туроператоров.
Стоит отметить, что, в сущности, туроператор или турагент оказывает услуги туристу лишь в планировании туристического маршрута, оплате услуг посредников (перевозчиков, гостиниц, экскурсий и т.д.) и оказывает помощь в оформлении необходимых документов. При этом наибольшее возмущение вызывает ситуация когда граждане, оплатившие стоимость путевки целиком не могут вернуться на родину и не имеют возможность продолжать проживание в стране пребывания по причине задержки оплаты со стороны туроператора. В этом случае задержка оплаты услуг посредников со стороны туроператора может рассматриваться не только как халатность, но и как мошенничество.
Здесь следует отметить, что турист, выезжая на отдых, зачастую не имеет информации о факте оплаты туроператором транспортных и гостиничных услуг, поскольку требования об их предоставлении туристу не относятся перечню существенных условий договора по реализации
туристского продукта, соглашение по которым требуется в соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Для изменения сложившейся ситуации законопроектом предлагается внести необходимые изменения в профильный закон, которые дополнят перечень существенных условий договора по реализации туристского продукта требованием информирования туриста о сроках предоставления сведений о финансовых документах, подтверждающих оплату туроператором
или турагентом услуг третьих лиц, связанных с реализацией туристского продукта. Также предлагается отнести несоблюдение сроков предоставления указанной информации к существенным изменениям обстоятельств, позволяющих сторонам требовать расторжения договора.»
Центр защиты прав потребителей положительно относится к данной инициативе депутата, так как в случае принятия данных поправок, механизм правовой защиты потребителей туристских услуг будет укреплен возможностью дополнительного привлечения к ответственности турагента (который, зачастую, остается в стороне от проблем потребителей).