Покупка мобильного телефона Если раньше первое место по количеству жалоб потребителей занимала обувь, то сейчас в «лидеры» вышли сотовые телефоны. Именно на этот товар приходится подавляющее число претензий и судебных дел.

Обмен телефона надлежащего качества

     Мобильный телефон входит в Перечень товаров, которые не подлежат обмену при отсутствии недостатков (утв. постановлением Правительства № 55 от 19.01.98 г.). Некоторое время назад возник спор о том, относятся ли мобильные телефоны к категории «телефонные аппараты», которая содержится в этом перечне. Противники этого утверждали, что мобильный телефон классифицируется как «радиостанция носимая», поэтому его нельзя отнести к телефонным аппаратам. Но сложившаяся судебная практика уже пришла к однозначному решению: мобильный телефон, не имеющий недостатков, обменять нельзя.

 

Важно знать

         У потребителя нет права требовать обмена мобильного телефона надлежащего качества. Однако многие компании принимают на себя дополнительные обязательства и производят обмен, если потребитель обратиться к ним с этой просьбой. Иногда это делается бесплатно. А иногда пункт об обмене (возврате денег) в течение первых 14 дней после покупки содержится в условиях дополнительной гарантии, которую покупатель приобретает вместе с товаром.  

 

Возврат некачественного телефона

         В этом вопросе тоже есть свои подводные камни. Скажем, человек купил сотовый телефон, но скоро стало ясно, что аппарат барахлит либо вовсе не работает. Потребитель имеет право вернуть неисправный телефон продавцу и согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» потребовать:

  • замены на телефон той же марки (модели и/или артикула);
  • замены на телефон другой марки (модели и/или артикула);
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • незамедлительного безвозмездного устранения недостатков, т.е. гарантийного ремонта, или возмещения расходов на исправление потребителем или другим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата суммы, уплаченной за неисправный телефон.

        Все это конечно так. Но продавцы, пользуясь неосведомленностью покупателей, нашли лазейку и здесь. Очень часто они отказываются принимать неисправные телефоны, ссылаясь на то, что такая аппаратура входит в Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков. Однако продавцы вводят потребителей в заблуждение: сотовых телефонов в этом Перечне нет! Поэтому убеждаться в наличии существенного недостатка нет никакой необходимости: покупатель имеет полное право выдвинуть одно из перечисленных выше требований.

Продавец, в свою очередь, имеет право провести проверку качества телефона, чтобы убедиться, что неисправность возникла именно из-за заводского брака, а не по вине потребителя. О том, что нужно знать в этой связи покупателю, подробно изложено в разделе «Экспертиза».

 

Важно знать

         Нередко продавцы используют еще одно довольно распространенную уловку. Они отказываются принимать у потребителя неисправный телефон и говорят: «Обращайтесь в сервис-центр, там все починят». Помните, они не имеют права так поступать! Отдавать телефон в ремонт или нет, решать покупателю, а не продавцу. Как уже отмечалось, согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» (замена товара, гарантийный ремонт, уменьшение покупной цены, расторжение договора купли-продажи и возврат денег). И никто не вправе заставить его отдать телефон в ремонт, если он этого не хочет. Право выбора здесь принадлежит покупателю!

Юридическая практика

         Житель Ростова-на-Дону купил сотовый телефон марки «Сони» стоимостью 12 290 рублей. Но через несколько месяцев что-то случилось с динамиком: он перестал доносить до хозяина голоса знакомых и друзей.

Николай пришел в магазин и потребовал заменить аппарат. Но покупателя, как это теперь принято у «мобильных» продавцов, отправили в гарантийную мастерскую. Однако Николай пришел в магазин и потребовал заменить аппарат. Но покупателя, как это теперь принято у «мобильных» продавцов, отправили в гарантийную мастерскую. Однако Николай не согласился с таким решением и отправился на консультацию в «Центр защиты прав потребителей». Следующий визит в магазин Николай нанес уже с претензией, составленной с помощью сотрудников «Центра защиты прав потребителей» и с совершенно другими требованиями – вернуть деньги за некачественный  товар. Но и в этот раз продавец остался глух к требованиям покупателя. Не желая откладывать разрешение конфликта в долгий ящик, Николай отдал телефон на экспертизу. Она установился наличие производственного брака, после чего потребитель подал исковое заявление в суд. Помимо возврата стоимости бракованного телефона. Николай требовал:

  • компенсации морального вреда;
  • возмещения расходов на проведение экспертизы и оказание юридической помощи;
  • выплаты неустойки за каждый день просрочки выполнения требования потребителя (с момента подачи претензии до дня вынесения   судебного решения);
  • взыскания с ответчика штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя (50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, с перечислением половины на расчетный счет «Центра защиты прав потребителей».

Однако ответчик по-прежнему отмалчивался. На втором судебном заседании на которое он также не счел нужным посетить Мировой судья судебного участка № 2 Пролетарского района вынес заочное решение. Согласно этому вердикту индивидуальный предприниматель должен выплатить потребителю стоимость телефона (12 290 руб.), расходы на проведение экспертизы и оказание юридической помощи (13 000 руб.), неустойку (3 000 руб.), штраф в доход государства (7 235 руб.), а также в пользу Центра защиты прав потребителей» (6 145 руб.) и госпошлину (561 руб. 50 коп.). Итого общая сумма составила (42 231 руб. 50 коп.).

Телефон горячей линии для бесплатной консультационной помощи (863) 260-45-40.