Рассрочка по оплате долга за услуги ЖКХ

  В декабре 2015 г. специалистами в сфере ЖКХ было проведено исследование, по результатам которого был сделан вывод, что долги россиян по коммунальным платежам за 2015 г. почти достигли одного триллиона рублей. Кроме этого, по мнению заместителя министра строительства и ЖКХ РФ Андрея Чибиса, долги за коммунальные платежи продолжают стремительно расти.

  Если имеется долг за услуги ЖКХ и нет возможности оплатить ее целиком, мы расскажем Вам, как получить рассрочку или отсрочку по оплате долга за услуги ЖКХ.

 

  1. Основания для получения рассрочки:

    1) рассрочка предоставляется, если размер платежа за отчетный период более чем на 25% превысил размер платежа за аналогичный период прошлого года. При этом не учитывается рост платежей, связанный с увеличением количества временно и постоянно проживающих в данном жилом помещении потребителей. Предоставление такой рассрочки – обязанность исполнителя (п.72 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

    2) рассрочка (возможен также вариант с отсрочкой) предоставляется по соглашению сторон (п.75 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

 

  1. Как реализовать право на рассрочку?

    При наличии оснований, перечисленных п. 72 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, обеспечить реализацию права на рассрочку обязан исполнитель, отразив в платежном документе два возможных способа оплаты услуг ЖКХ – полностью или в рассрочку. А потребитель уже осуществляет выбор на свое усмотрение.

   Если речь идет о соглашении сторон (п. 75), то оно оформляется письменно и содержит сведения о порядке и условия предоставления рассрочки или отсрочки.

   В любом случае потребитель вправе письменно обратиться к исполнителю с требованием предоставить рассрочку или отсрочку на основании п.72 или п.75 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

   При наличии основании, перечисленных в п. 72, отказать в предоставлении рассрочки коммунальщики не вправе. Такой отказ можно оспорить в суде (ст.3, 131-132 ГПК РФ). По данному факту потребитель также может подать жалобу в прокуратуру. В иных случаях предоставление отсрочки или рассрочки – право исполнителя.

   Напомним, что с 1 января 2016 года изменился порядок начисления пени за неуплату коммунальных платежей. Согласно новой редакции ст. 155 ЖК РФ, пеня за неуплату услуг ЖКХ будет начисляться не со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, как это происходит сегодня, а спустя 31 день после наступления этого срока в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченной суммы за каждый день просрочки. Начиная с 91 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пеня будет начисляться в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ. То есть, после трех месяцев просрочки размер пени вырастет более чем вдвое.

 

  1. Проценты за рассрочку:

   За рассрочку взимаются проценты, их размер не может быть выше, чем ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенная на 3% и действующая на день предоставления рассрочки. С 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования приравнено к значению ключевой ставки Банка России – 11% (Информация Банка России от 31.07.2015).

   Рассрочка по основанию п.72 предоставляется на условиях внесения платы за коммунальную услугу равными долями в течение 12 месяцев, включая месяц, начиная с которого предоставляется рассрочка.

   Проценты за рассрочку не начисляются или начисляются в меньшем размере, если за счет средств бюджета (бюджетов) различных уровней исполнителю предоставляется компенсация (возмещение) средств, недополученных в виде процентов за предоставление рассрочки (п. 72).

   При этом наличие рассрочки не мешает потребителю досрочно погасить долг, согласие исполнителя на досрочное внесение остатка платы не требуется (п. 73).

   Если речь идет о соглашении сторон, то потребитель и исполнитель самостоятельно договариваются, на каких условиях будет предоставлена отсрочка или рассрочка и в каком порядке будет погашаться задолженность по оплате коммунальных услуг (п. 75).

 

  Если же у вас возникнут трудности с разрешением вопросов в сфере ЖКХ, то наши центры с удовольствием окажут вам профессиональную квалифицированную помощь, ждем вас по адресу:

  1. АНО «Центр защиты прав потребителей» – г. Ростов-на-Дону, ул. Лермонтовская, 48 , оф. 5, тел: 8 (863) 260-45-40, 8-950-844-62-71; www.potrebitel-rf.ru;

  2. ООО «НЭОО «ЭКСПЕРТ» – г. Ростов-на-Дону, ул. Лермонтовская, 48 , оф. 7, тел: 8-800-500-32-03, 8 (863) 282-02-03; www.neooexpert.ru .