Роспотребнадзор о коллекторской деятельности.

    В Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека продолжают поступать обращения граждан, на собственном примере познавших исповедуемые коллекторскими агентствами методы работы, основу которых определяют в первую очередь различные формы унижения человеческого достоинства, угрозы и запугивание.

     При этом характер поступающих в Роспотребнадзор материалов очевидно свидетельствует о том, что арсенал коллекторских приемов обработки «проблемных должников» постоянно расширяется. Если раньше основной формой работы коллекторов были банальные телефонные звонки с «напоминанием о долге», с завидной частотой поступающие непосредственно самим заемщикам, при том, что многие из них имели объективные причины не считать себя должниками в принципе, то теперь «в порядке вещей» стала телефонная атака коллекторов на родственников (желательно-престарелых), соседей и сослуживцев.

      Угрозы произвести опись имущества, лишить родительских прав, привлечь к уголовной ответственности также давно уже стали обычными атрибутами не только устных увещеваний, но и всякого рода письменных «предупреждений», «уведомлений» и.т.д. По-прежнему «модным» направлением совместной деятельности банков и коллекторских агентств остается практика передачи последним права требования «долгов», вдруг неожиданно возникших у граждан спустя несколько лет после того, как они имели все основания полагать, что их кредитные обязательства по расчетам с банком были полностью и своевременно исполнены. Справедливое негодование на этот счет гражданина и его предложение к банку разрешить спор в суде соответствующего понимания, как правило, не находит.

     Объясняется это тем, что основную часть инкриминируемой «должнику» суммы в первую очередь составляют различные комиссии и/или штрафные санкции, сам факт законности, которых пришлось бы подтверждать в суде, не говоря уже о том, что в силу положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации у суда имелись бы все основания даже подлежащую уплате неустойку уменьшить, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств.

     Все это указывает на то, что коллекторская деятельность нуждается не только и не столько в ее регламентации соответствующими нормами гражданского права, сколько в более пристальном внимании со стороны правоохранительных органов в части своевременного пресечения явных фактов явных противоправных действий. 

Телефон горячей линии для бесплатной консультационной помощи (863) 260-45-40.