Защита прав потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.

  Потребители в жилищно-коммунальной сфере — это граждане, физические лица, приобретающие, заказывающие или использующие по возмездным договорам коммунальные услуги, а также услуги (работы) по содержанию и ремонту в жилых помещениях или общего имущества многоквартирного дома.

      В данную группу входят все граждане, которые на законных основаниях пользуются жилыми помещениями (собственники, наниматели, члены их семей, временно проживающие жильцы, а также граждане, проживающие в специализированном жилом фонде).

     Законом РФ от 07.02.92 № 2300-11 «О защите прав потребителей» определено понятие исполнителя услуг: исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

    В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

   Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.

     В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказывать услуги потребителю, пригодные для целей, ради которых услуга подобного рода оказывается. При этом услуга по качеству должна соответствовать требованиям нормативов, стандартов, санитарных норм и правил.

   В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

   Основное требование, предъявляемое потребителями к жилищно-коммунальному комплексу – бесперебойность подачи услуг ЖКХ. Но потребитель вправе также предъявить и дополнительные требования, касающиеся качества получаемых услуг. В данном случае речь может идти о температуре в радиаторах отопления, напоре воды, стабильности электрического напряжения, своевременности вывоза мусора и т.д. И, конечно же, немаловажным является вопрос ценообразования на услуги ЖКХ.

     Защита прав в сфере ЖКХ имеет некоторые особенности: в первом случае, она распространяется на конечного потребителя, пользующегося данными услугами для личных целей. То есть, не могут быть потребителями различные  посредники, получающие услуги ЖКХ для их дальнейшей реализации; во втором, потребитель услуг ЖКХ не в состоянии ограниченно использовать возможности защиты своих прав, которые ему предоставлены законодательством. Например, не может отказаться от исполнения договора при некачественном предоставлении услуг поставщиком.     

   В случае ненадлежащего, не полного или несвоевременного информирования потребителя об исполнителе услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также, в случае если коммунальные услуги оказаны ненадлежащим образом т.е. с недостатками и прошел срок, в течение которого должны быть приняты меры, Вам необходимо обратиться в организацию с которой потребитель состоит в договорных отношениях и предъявить в письменной форме претензию в двух экземплярах . Претензия может быть отправлена по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, а также вручена лично исполнителю (представителю исполнителя) с отметкой о вручении на экземпляре потребителя.

   В случае отказа в удовлетворении ваших законных требований Вы вправе обратиться в контролирующие органы в соответствии с разграничением полномочий, либо в суд с исковым заявлением.

     Важно знать, что ни один государственный орган не вправе в административном порядке понуждать хозяйствующий субъект выплачивать гражданам каких-либо денежных сумм. Поэтому если исполнитель отказывается удовлетворить ваши требования в добровольном порядке, спор подлежит разрешению в судебном порядке, путем подачи иска в суд. Государственная пошлина за подачу иска не взыскивается, кроме случая, если цена иска превышает один миллион рублей. В судебном порядке помимо требований, можно взыскать неустойку, убытки, а также компенсацию морального вреда. Более того с ответчика (исполнителя комм. услуг) подлежит взысканию штраф за не соблюдение в добровольном порядке требований потребителяв размере 50 % от общей суммы присужденной судом в пользу потребителя.

    Если же у вас возникнут трудности с разрешением вопросов в сфере ЖКХ, то наши центры с удовольствием окажут вам профессиональную квалифицированную помощь, ждем вас по адресу:

  1. АНО «Центр защиты прав потребителей» – г. Ростов-на-Дону, ул. Лермонтовская, 48 , оф. 5, тел: 8 (863) 260-45-40, 8-950-844-62-71; www.potrebitel-rf.ru;

  2. ООО «НЭОО «ЭКСПЕРТ» – г. Ростов-на-Дону, ул. Лермонтовская, 48 , оф. 7, тел: 8-800-500-32-03, 8 (863) 282-02-03; www.neooexpert.ru .